**Двигатель ВАЗ 2105: принцип работы**
Двигатель ВАЗ 2105 представляет собой бензиновый четырехцилиндровый рядный двигатель внутреннего сгорания с водяным охлаждением.
**Рабочий цикл двигателя**
Рабочий цикл двигателя состоит из четырех тактов:
**1. Впуск**
* Впускной клапан открывается, и поршень движется вниз, создавая разрежение в цилиндре.
* Топливно-воздушная смесь из карбюратора поступает в цилиндр.
* Впускной клапан закрывается.
**2. Сжатие**
* Оба клапана закрыты, и поршень движется вверх, сжимая топливно-воздушную смесь до высокой температуры и давления.
**3. Рабочий ход**
* Свеча зажигания создает искру, поджигая топливно-воздушную смесь.
* Горящие газы расширяются, и давление в цилиндре резко возрастает.
* Поршень движется вниз под действием давления, передавая мощность на коленчатый вал.
**4. Выпуск**
* Выпускной клапан открывается, и поршень движется вверх, выталкивая отработавшие газы в выпускной коллектор.
* Выпускной клапан закрывается.
**Система питания**
* Топливо из бензобака поступает в карбюратор.
* Карбюратор смешивает топливо с воздухом и доставляет топливно-воздушную смесь в цилиндры.
**Система зажигания**
* Катушка зажигания преобразует низкое напряжение в высокое напряжение.
* Высоковольтный ток подается на свечи зажигания.
* Свечи зажигания создают искру, поджигая топливно-воздушную смесь.
**Система охлаждения**
* Водяной насос циркулирует охлаждающую жидкость через рубашку охлаждения блока цилиндров и головку блока цилиндров.
* Охлаждающая жидкость поглощает тепло от двигателя и проходит через радиатор, где охлаждается потоком воздуха.
**Система смазки**
* Масляный насос подает масло под давлением к подшипникам, поршням и цилиндрам двигателя.
* Масло смазывает движущиеся части, уменьшая трение и износ.
**Система газораспределения**
* Распределительный вал открывает и закрывает впускные и выпускные клапаны в соответствии с рабочим циклом двигателя.
* Привод ГРМ осуществляется цепью или ремнем ГРМ, которая соединяет коленчатый вал и распределительный вал.